Подбор типа дорожного покрытия. Внутриплощадочные грунтовые дороги. Дороги из сборных железобетонных плит.

 

 

Подготовка строительства объекта выполняется в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" и проекта организации строительства (ПОС) по СНиП 1.02.01-85.

Построечные внутриплощадочные дороги и проезды выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и СНиП 3.06.03-85 "Организация, производство и приёмка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги."

 

 

1. Подбор типа дорожного покрытия.

Существуют варианты переходного (временного), облегчённого и капитального типа дорожного покрытия (дорожной одежды).

  1. Временный или переходный тип покрытия автодорог - нежёсткое покрытие из щёбёночных или гравийных смесей.
  2. Облегчённый тип - нежёсткое покрытие:
    • из одно- или 2-хслойного асфальтобетона;
    • щебёночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом.
  3. Капитальный тип - жёсткое покрытие из однослойного монолитного цементобетона.

Дорожная конструкция должна быть не только прочной и надёжной в эксплуатации, но экономичной и менее материальной. Эффективность дрожной одежды определяется наименьшими капитальными затратами.

Капитальные затраты на строительство автодорог учитывают проектный срок службы дорожной одежды до капитального ремонта:

  1. для марок Щ-1…Щ-2 срок службы - 6 лет;
  2. для марок ЩБ-1…ЩБ-4 срок службы - 15 лет;
  3. для марок А-1…А-5 срок службы - 20 лет;
  4. для марок Ц-1…Ц-2 срок службы - 27 лет.

 

1.1. Область применения дорожных одежд.

Вид покрытия внутриплощадочных дорог и площадок на незастроенных и сельскохозяйственных территориях принимается в зависимости от вида механических нагрузок от автотранспорта и постоянного воздействия окружающей среды по табл.1.

Таблица 1. Воздействия на дорожное покрытие.

п/пНаименование покрытия дороги или площадкиВоздействия на покрытиеПыле- отделение, трудность очистки от грязи
Движение авто- мобилейДви- жение транс-порта на гусе- нечном ходуПостоянное воздействие на площадках
Органи-ческие раство-рители (бензин)Мине- раль-ные маслаВеще-ства жи-вотного происхо-ждения (навоз)
12345678
1Щебёночное или гравийноеДопус-каетсяНе допускаетсяБольшая
2Щебёночное с пропиткой битумомСредняя
3Асфальто-бетонноеРекомен-дуетсяНе допускаетсяРекомен-дуется
4Цементо- бетонноеРекомендуетсяМалая

 

1.1.1. Подбор конструкции дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием.

Схема (по варианту табл.2 поз.1) конструкции дорожной одежды (облегчённой) с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием показана на рис.1.

Схема дорожной одежды с щебёночно-гравийным покрытием.
Схема дорожной одежды с щебёночно-гравийным покрытием

I- щебёночные или гравийные смеси, обработанные жидким битумом; II- щебёночные или гравийные смеси; III- песок средней крупности по ГОСТ 8736-77*; 1- двойная поверхностная обработка, только для ЩБ-1; Етр.- нагрузки от транспорта; Егр.- упругость грунтового основания.

Подбор конструкции дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием (рис.1) выполняют по табл.2.

Таблица 2. Толщина слоёв дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием.

п/пЕтр, МПаМарка покрытияТолщина слоёв в зависимости от их расположения в конструкции и модулей упругостиРасчётный модуль упругости грунта Егр, МПа
ПокрытиеОснование
I-слой покрытияII- верхний слойIII- нижний слой
h (см)En, МПаh (см)En, МПаh (см)En, МПа
12345678910
1179ЩБ-118300202002212049
2150ЩБ-220-35
3125ЩБ-315-25
4100ЩБ-415-10
5100Щ-120200----
675Щ-216--

 

 

1.1.2. Подбор конструкции дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием.

Схема (по варианту табл.1 поз.3) конструкции дорожной одежды (тип покрытия - облегчённый) с асфальтовым (нежёстким) покрытием показана на рис.2.

Схема дорожной одежды с асфальтовым покрытием.
Схема дорожной одежды с асфальтовым покрытием

I-1. Плотный асфальтобетон типа Б, В и Д, марки II…III на битуме:

  • марки БНД 130/200 с En=1500 МПа (по ГОСТ 22245-76*);
  • марки БНД 200/300 с En=1200 МПа (по ГОСТ 22245-76*);
  • марки СГ 130/200 с En=900 МПа (по ГОСТ 11955-82).

I-2. Пористый асфальтобетон типа Б, В и Д, марки II…III на битуме:

  • марки БНД 200/300 с En=950 МПа (по ГОСТ 22245-76*)

II. Щебень фракционный 1…3 кл. прочности, уложенный по способу заклинки.

IiI. Песок средней крупности En=120 МПа (по ГОСТ 8736-77*).

Подбор конструкции дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием (рис.2) выполняют по табл.3.

Таблица 3. Толщина слоёв дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием.

п/пЕтр, МПаМарка покры-тияТолщина слоёв в зависимости от их расположения в конструкции и модулей упругостиРасчётный модуль упругости грунта Егр, МПа
ПокрытиеОснование
(I-1) Верхний слой(I-2) Нижний слой(II)Верхний слой(III) Нижний слой
h (см)En, МПаh (см)En, МПаh (см)En, МПаh (см)En, МПа
123456789101112
1200А-1415005950244002912049
2175А-2451825
3150А-351200-1518
4125А-45900-1518
5100…75А-55-15-

Крупность щебня следует принимать:

  • для покрытия- фракции 10…20 мм;
  • для основания- фракции 20…40 мм.

Асфальтобетонные смеси (ГОСТ 9128-84) укладывают в покрытие (дорожную одежду) в тёплом состоянии.

 

 

1.1.3. Подбор конструкции дорожных одежд с цементно-бетонным (жёстким) покрытием.

Схема (по варианту табл.1 поз.4) конструкции дорожной одежды с цементо-бетонным (нежёстким) покрытием показана на рис.3.

Схема конструкции дорожной одежды с цементо- бетонным покрытием.
Схема конструкции дорожной одежды с цементо- бетонным покрытием

I- монолитный цементо-бетон марки М-300 (ГОСТ 8424-72**); II- песок мелкий (кроме одноразмерных), лёгкая супесь, укреплённый цементом I-II кл. прочности - 8%.

Таблица 4. Толщина слоёв дорожных одежд с цементно-бетонным (жёстким) покрытием.

п/пНормативная нагрузка, передаваемая дорожной одежде колесом автомобиля Р1 ТС (кН)Марка покрытияI- Покрытие
Толщина плитыДлина плиты между швами сжатия
h (см)L, м
12345
15,0 (50)Ц-1184,5
24,0 (40)Ц-216
33,0 (30)Ц-314
42,0 (20)Ц-412

 

 

2. Внутриплощадочные грунтовые дороги.

Конструкции временных автодорог в зависимости от конкретных условий могут быть следующих типов:

  • дороги естественные грунтовые профилированные;
  • дороги грунтовые, улучшенной конструкции;
  • дороги с твёрдым покрытием;
  • дороги из сборных железобетонных дорожных плит.

Выбор того или иного типа дороги зависит от интенсивности движения, типа и массы машин, несущей способности грунта и гидрогеологических условий и определяется в конечном счёте экономическим расчётом.

 

2.1. Грунтовые профилированные дороги.

Грунтовые профилированные дороги устраивают при небольшой интенсивности движения (до 3 автомашин в 1 час в одном направлении) в благоприятных и гидрогеологических условиях.

Применяют такие дороги для небольших рассредоточенных объектов в сельском и гражданском строительстве.

При различных рельефах местности земляное полотно дороги устраивают различным образом. Когда дорога пролегает по хорошим грунтам, не по низким местам, полотно приподнимают над местностью только настолько, насколько это необходимо, чтобы обеспечить стекание с него воды.

Схема устройства грунтового полотна на упругих грунтах для проезда к строящемуся дому от существующих дорог и проездов показана на рис.4.

Схема устройства дороги на обычных грунтах для проезда к строящемуся дому.
Схема устройства дороги на обычных грунтах для проезда к строящемуся дому

Боковые канавы (кюветы) роют только чтобы принять воду с полотна и отвести её в какое-нибудь пониженное место, несколько осушить полотно и получить из канав грунт для устройства подъёма полотна посредине.

Профилирование проезжей части выполняют для отвода воды при осадках и таянии снега. Поперечный уклон 40…60% выполняют при помощи автогрейдера.

Грунтовые дороги могут быть построены в самые короткие сроки и с наименьшей стоимостью. Прочность таких дорог зависит от состава грунта - соотношения песчано-гравийной и глинистой частей.

Грунтовые дороги, испытывающие большие нагрузки или находящиеся в менее благоприятных условиях, укрепляют гравием, шлаком, щебнем и т.п.

Отсыпку гравия или других добавок производят с устройством или без устройства корыта 1…2 слоями с последующим уплотнением катком.

 

 

3. Дороги из сборных железобетонных плит.

Дорожное покрытие временных дорог может быть облегченным (например, гравийное, щебёночное).

К более совершенным и часто применяемым следует отнести временное покрытие из сборных железобетонных плит (рис.5).

Усовершенствованное покрытие делают только для постоянных дорог шириной 3,5 м и более (по проекту), с минимальным радиусом закругления до 10 м.

Наибольший преодолеваемый угол подъёма постоянных дорог - 14 до 26%.

Построечные временные дороги под установленную нагрузку 12 тн на ось обычно выполняют из сборных железобетонных дорожных плит.

Ширину проезжей части транзитных дорог принимают с учётом размеров дорожных железобетонных плит:

  1. для 1-полосных (рис.5 поз.1) - 3,5 м;
  2. для 2-хполосных (рис.5 поз.2) с уширениями для стоянки машин при разгрузке - 6 м;
  3. при использовании тяжёлых машин грузоподъёмностью 25…30 т и более - ширина проезжей части принимается - до 8 м.

Устройство автодороги с покрытием из дорожных железобетонных плит показано на рис.5.

Схема устройства автодороги с покрытием из дорожных плит.
Схема устройства автодороги с покрытием из дорожных плит

1- однопутная колейная дорога из сборных железобетонных плит; 2- то же 2-хпутная; 3- схема укладки покрытия из сборных ж/б плит; I-IV порядок укладки ж/б плит; 4- схема автомобильной дороги с кюветами; В…В4 - размеры элементов автодороги; 5- дорожная ребристая ж/б плита.

Полоса отвода автомобильной дороги (рис.5 поз.в) состоит иэ проезжей части (В2), расположенной на земляном полотне дороги, кюветов (рис.5 поз.В4) для отвода воды и обрезов.

Ширина полосы подъездных дорог I категории - 33 м, III категории - 19 м.

Радиусы кривых в плане составляют от 15 до 60 м.

Уклоны продольного профиля подъездных дорог от 5 до 8%, а внутрипостроечных до 9%.

В случае необходимости, ширина постоянных дорог увеличивается инвентарными дорожными плитами. Плиты укладывают на песчаную постель. Толщина слоя песка зависит от группы грунтов земляного полотна и степени увлажнения и назначается порядка 10…25 см (см.рис.3).

Необходимо обеспечить местный водоотвод поверхностной воды от временных дорог путём создания уклонов при профилировании земляного полотна и устройства лотков.

Железобетонные дорожные ребристые плиты (рис.5 поз.5), выпускают толщиной 16…18 см. Эти плиты при большом расходе арматуры фактически имеют 1…2 кратную оборачиваемость вместо предусмотренной в сметах 3…4 кратной, что сказывается на стоимости строительно-монтажных работ.

Значительно лучшими качествами обладают предварительно напряженные железобетонные дорожные плоские плиты толщиной 22 см, имеющие 3…4 кратную оборачиваемость.

Сохранность автодорог из сборных плит в значительной степени способствует сварка или скрутка катанкой плит между собой. Это особенно важно, когда на объекте используются гусеничные машины.

При поперечном пересечении подземных сетей траншеи под дорогой должны засыпаться на всю глубину песком.

Если это условие не может быть выполнено, следует пройти место пересечения с определённым подъёмом, величина которого должна быть пропорциональна коэффициенту разрыхления грунта.

На последней стадии оборачиваемости железобетонных дорожных плит их целесообразно уложить в постоянную дорогу как основание под асфальтобетонное покрытие.

 

Пока всё. Удачи!